Многие лоскутницы совершенно не признают белый цвет. Действительно, ткани в золотисто-коричневых, зеленых, темно-красных и других оттенках хорошо сочетаются друг с другом, а чисто белые вкрапления (даже очень мелкий рисунок или элемент) выбиваются из общей картины. Выход: не использовать такие ткани вообще или добавить им винтажности, доведя яркий белоснежный до приятного грязно-белого, бежевого и желтоватого.
Купить ткани для пэчворка сейчас не проблема, очень часто среди них можно увидеть ткани, тонированные (состаренные) фабричным способом или с принтом, имитирующим старину. Лично я предпочитаю именно такие ткани, из них получаются вещи, про которые говорят: "как из бабушкиного сундука". Но иногда попадаются ткани с очень красивым узором, но недостаточной насыщенности - им тоже можно придать благородный старый вид доступными средствами.
Окрашивание тканей чаем
(полезные советы)
Всем знакома ситуация, когда пятно горячего черного чая, случайно посаженное на светлую одежду, скатерть или салфетку не отстирывается никакими средствами. На этом и основан метод тонирования.
Что нужно учитывать при домашнем окрашивании тканей чаем:
- Тонировать есть смысл только светлые ткани или если есть необходимость затемнить выделяющиеся белые элементы. На темных тканях эффект тонирования чаем можно просто не увидеть.
- Можно использовать метод тонирования для тканей со слишком контрастным рисунком - светлые элементы станут темнее, а на темных тонирование скажется незначительно.
- Перед покраской большого куска ткани рекомендуется вначале протестировать все на маленьком лоскутке ткани.
- Для ровной окраски ткань предварительно смачивают обычной водой и отжимают, только после этого погружают в красящий раствор. Сушат в расправленном виде без перегибов.
- Пестрые ткани с мелким рисунком можно не увлажнять - сухая ткань окрасится лучше. Для усиления эффекта ткань можно немного поварить в настое. Повторный прокрас уже высушенной ткани еще более усилит оттенок.
- Если необходим эффект фактуры - ткань сминают, окрашивают и сушат в скомканном виде. Все изломы ткани, сохраненные во время сушки, будут отличаться по оттенку.
- Мокрая ткань кажется гораздо темнее, поэтому до высыхания сложно будет судить об интенсивности цвета.
- Для закрепления цвета можно использовать поваренную соль. Предметы декора, не требующие дальнейшей стирки, можно не полоскать и не закреплять.
- Для придания большей насыщенности цвета на определенных участках можно использовать художественную кисть, валик, бумажный или текстильный тампон, смоченный в отваре более высокой концентрации - с послойным нанесением.
В основном при тонировании чаем ткани окрашиваются методом погружения. Количество необходимого сырья зависит от объема ткани для покраски, тары и желаемого результата. На деле весь процесс каждый раз оказывается чистым экспериментом.
Процесс тонирования текстиля
Собираем весь старый чай, имеющийся в доме, высыпаем в одну емкость и завариваем крутым кипятком. Должна получиться очень крепкая заварка, даже крепче, чем обычно. По желанию добавляем столовую ложку соли. Предварительно смоченную, выполосканную и отжатую ткань погружаем в отвар и оставляем до остывания. Полоскание снизит насыщенность цвета, но даже после этого белое уже не будет белым. Сушим в расправленном или подвешенном виде. Помимо оттенка чай придаст ткани приятный растительный запах.
Каких результатов можно добиться (фото)
Ткань слишком светлая - черный чай придал ей бежевый оттенок.
Смягчение контрастных элементов крутым отваром черного чая.
Очень много белого - случайная смесь чаев (от зеленого до черного) придала ткани приятный пожелтевший вид.
Другие растительные красители
Вокруг нас на самом деле полно различных естественных красящих веществ. Кофе даст сходный с чаем эффект - отличие будет в запахе. Луковая шелуха, которой испокон веков красят яйца, поможет достичь красноватого затемнения. Куркума придаст яркий лимонно-желтый оттенок. А еще есть хна, басма, паприка, ягоды... Список можно продолжать.